Знаю, некоторые были уверены, что «Битва за Севастополь» — это что-то вроде художественной версии документального фильма «Крым. Путь на Родину». Тут и наши прокатчики постарались, дав картине столь актуальное и «патриотичное» название. Фраза «украинско-российский фильм «Битва за Севастополь», очевидно, вызвала не одно короткое замыкание в подогретых пропагандой мозгах, для которых сейчас и укороченное словосочетание «российско-украинский проект» выглядит абсолютной фантастикой. На самом деле основанный на исторических событиях фильм повествует о героине Великой Отечественной войны, снайпере Людмиле Павличенко. Работа над лентой началась ещё до событий, ставших причиной разногласий между братскими народами, и действительно была совместной. В украинский прокат картина вышла под названием «Незламна» («Несокрушимая»), которое больше соответствует содержанию фильма.
Сопутствующий ленте саундтрек тоже иллюстрирует состояние «всё сложно» в отношениях между Россией и Украиной. Музыку написал российский композитор Евгений Гальперин, а исполнил её Национальный заслуженный академический симфонический оркестр Украины. Запись проходила с ноября 2014-го по январь 2015 года — эти даты тоже дадут почву для размышлений на тему «дружбы народов». В российской версии звуковой дорожки при этом не оказалось трека №16, которым должна была стать звучащая в фильме песня «Обійми» «Океана Эльзы». О причинах пропажи можно только гадать и строить конспирологические версии: ясно одно — эти причины далеки от творческих. Финальная «Обійми» могла неплохо уравновесить стартовую «Кукушку» в исполнении Полины Гагариной. А пространство между ними было бы целиком заполнено симфонической киномузыкой. Теперь же получается, что кавер Полины резко отличается от музыки Гальперина.
Последнюю довольно сложно слушать в отрыве от видеоряда — что, в принципе, нормально для саундтрека к военной драме. Темы Евгения Гальперина «Верить, что не убьют», «Первая битва», «Вторая битва», «Курс точного выстрела», «Смерть Леонида» вариативны в диапазоне от драмы до трагедии — они держат в напряжении, подчёркивают трудность сюжета, не позволяют ни на минуту забыть о великой войне и героизме. С этой стези композитор не сходит даже в темах, где героиня вспоминает о прошлой мирной жизни и мечтает о будущей. В кинотеатрах эта концентрация напряжённости выглядит оправданной — в конце концов зритель настраивался на тяжёлую душевную работу, выбирая для просмотра фильм о войне. Но желающих дома загрузиться по полной программе под этот диск будет, очевидно, существенно меньше.
Таким образом, главная причина знакомства с этим саундтреком — «Кукушка» Виктора Цоя в аранжировке Константина Меладзе и исполнении Полины Гагариной. Известно много перепевок этой песни, но Полина и Константин нашли в ней внезапно богатые возможности для демонстрации вокала. И голос, и аранжировка, пожалуй, максимально далеки от оригинала — но звучат при этом завораживающе, обескураживающе и не менее нервно, чем музыкальные темы Гальперина. Кстати, говорить об оригинале «Кукушки» по большому счёту вообще нельзя: одна из последних песен Виктора Цоя была записана только в черновом варианте и дорабатывалась уже после гибели автора. Теперь каждый может видеть в «Кукушке» что-то своё — или бард-рок, или, как Меладзе и Гагарина, симфо-рок.
Алексей Мажаев (InterMedia )
из какого фильма музыка одинокий пастух