МУЗЫКА В КИНО ИГРАЕТ НАИВАЖНЕЙШУЮ РОЛЬ

Музыка в кино, это инструмент, который способен подчеркнуть, добавить, сыграть не просто роль аккомпанирующую, а порой и главную роль! Своим мнением поделились Генеральный продюсер и саунд-продюсер Кинокомпании FRESH PRODUCTION GROUP Юлия Чернявская и Александр Курий.

А. К. Музыка в кино играет наиважнейшую роль! Она создает эмоционально-смысловое пространство во времени восприятия, организовывая условия для сопереживания, участия нас как зрителя, в процессе просмотра фильма. Музыка оставляет гигантский шлейф эмоционального восприятия, когда мы заканчиваем просмотр того или иного фильма.

Ю. Ч. Часто к музыке обращены молящие взоры множества участников съемочного процесса. Иногда она способна «вытянуть» то, что не удается отобразить визуально. С помощью музыки, правильно подобранной песни и исполнителя можно создать многослойность, сформировать тот объем, который в сроках производства телевизионного фильма не всегда можно себе позволить. Поэтому, в телекино музыка играет одну из важнейших ролей. Она не забыта, ее значение ясно для всех участников съемочного процесса, но, как правило, о ней умалчивают, или мало говорят.

— Каким образом влияет жанр фильма на подбор композитора, музыкальной интонации? Интересно узнать, как это происходит?

А. К.: Современный композитор, работающий в кино – это крайне сложная профессия. Универсальные композиторы, которые владели бы всеми жанрами и стилями, нынче большая редкость. Вся сложность состоит в том, что автор должен не только владеть композиторским письмом, но и обладать искусством программирования и звукорежиссуры, на сегодня этот составляющая современного композитора, работающего в кино. Он должен еще ориентироваться и в современных музыкальных направлениях, но в тоже время владеть и традицией (академическим письмом), быть полистилистическим и многожанровым.

— За 8 лет компанией FRESH PRODUCTION было произведено большое количество телевизионных киноработ. Какие картины, с точки зрения музыкального оформления, запомнились больше всего и в каких работах были поставлены наиболее интересные задачи?

Ю. Ч. Мне сложно выделить конкретные проекты. Каждый фильм индивидуален и не повторим с точки зрения постановки задач и полученного результата. Наша компания старается привлечь ярких и безусловно наиболее профессиональных авторов. Достаточно перечислить фамилии: Игорь Стецюк («Осенний цветы», «Деньги для дочери», «При загадочных обстоятельствах», «Солнцекруг»), Сергей Гримальский («Бомж», «Учитель музыки»), Олег Шак («Женские слезы», «Колье для снежной бабы», «Седьмой лепесток», «Сюрприз»), Дмитрий Шуров («Арфа для любимой», «Игры в солдатики», «Пуговица»), Александр Понамарев («Мой принц»). В фильме «Квартет для двоих» звучит музыка Моцарта.

— О вашем успешном сотрудничестве с Игорем Стецюком упоминалось неоднократно. Это ряд маштабных и сложных работ, таких как «Осенние цветы», «Солнцекруг», «Деньги для дочери». Планируете ли продолжить сотрудничество в связи с возобновлением производства сериала «При загадочных обстоятельствах»?

Ю. Ч: Безусловно, «При загадочных обстоятельствах» успешный, абсолютно сложившийся с точки зрения команды и творческого виденья проект. Конечно, я повторюсь, но все-таки скажу, что музыкальный дух ретро-детектива исключительная заслуга Игоря Стецюка. Мы планируем продолжение в том же жанре, поэтому с нетерпением ждем начала работы над следующими 8-ми сериями.

— Олег Шак — заслуженный артист Украины, композитор, певец и аранжировщик. У вас четыре совместные работы. В чем секрет такого плодотворного сотрудничества?

Ю. Ч. Олег написал действительно много музыки к нашим фильмам, и все эти фильмы стали «народными», именно в этом и кроется причина такого плодотворного сотрудничества. Я знаю, что если в проекте появляется Олег Шак, то 99,9%, что в фильме будет песня. Сама его музыка побуждает петь, как результат, все главные герои в его композиторских работах поют. Это достаточно большая редкость в современных телефильмах. А началось все с картины «Женские слезы». Олег Шак создал для этой истории не только музыку, но и написал песню, которая впоследствии вошла в его музыкальный альбом и до сих пор успешно исполняется на авторских концертах.

— Вы работаете с именитыми композиторами, но есть фильмы, музыку к которым писали молодые, малоизвестные авторы. Насколько можно доверять молодому композитору?

А. К. Доверять можно, но в разумных пределах. Молодого автора можно воспитать. Это, как говорится, одежка на вырост. Вот, например, фильм «Красный лотос», композитор Валерий Антонюк. Музыку к этому фильму написал на тот момент молодой, только закончивший консерваторию, композитор. Это, была практически, его первая работа в кино. На мой взгляд, вполне удачная. Впоследствии он написал музыку еще к двум нашим фильмам: «Ползет змея» и «Хлебный день». В настоящее время Валерий является членом Национального союза композиторов Украины и успешно работает во всех существующих музыкальных жанрах.

Ю. Ч. Все дебютанты – это продюсерское чутье. Продюсер должен увидеть и услышать в нем того самого человека, которому можно доверить работу над картиной, потому что кино, это очень большая ответственность не только финансовая, но и творческая ответственность перед всей командой людей, которые работают плечо о плечо и отдают большой кусок жизни своей работе. Даже опытный композитор может не прочувствовать сути фильма. В такие моменты важна профессия саунд-продюсера, который выступает, по своей сути, мостом между режиссером и продюсером с одной стороны, и композитором с другой стороны. В этом смысле Fresh Production Group очень повезло, т. к мы находимся в надежных руках Александра Курия.

А. К. Как сказал режиссер театра «Драмы и Комедии» Андрей Белоус: «Музыка воспитывает!». И воспитывает она не только актера, но и зрителя. Это самая благородная задача музыки. Именно поэтому мы и подчеркиваем важность работы композиторов в кино, так как кино – это командная игра. А любое расшатавшееся звено разрушает его магию!

Александр Курий – саунд-продюсер компании FRESH PRODUCTION GROUP .

В кино начал работать с 1985 года. Сотрудничал с такими известными режиссерами как: С. Лосев, Р. Ширман, А. Степаненко, Ю. Терешенко и др.

В 1980 году закончил Национальную музыкальную академию Украины им. П. И. Чайковского по классу дирижер хормейстер, преподаватель музыкальных дисциплин.

С 1980 года по сегодняшний день является заведующим музыкальной части Киевского академического театра «Драмы и комедии», главный звукорежиссер Киевского театра «Киев модерн — балет». Преподаватель Института кино и телевидения при Университете культуры, кафедра «Режиссура и звукорежиссура». Главный звукорежиссер Международного музыкального фестиваля «Сходи до неба».

Номинант и пятикратный призер театральной премии «Киевская пектораль».