Кинословарь: Музыка для экрана

Оркестр и клавиатура: Как пишется музыка для экрана

Большинство людей не считают музыку в кино чем-то очень важным. Действительно, в 90% случаев это просто безликие инструментальные куски, вставленные «для создания настроения», и обращают на такую музыку внимание лишь тогда, когда она слишком уж назойлива. Но те мелодии, что приходятся на оставшиеся 10%, крепко западают в память и остаются в зрительском сердце навсегда. «Звездные войны», «Индиана Джонс», «Однажды в Америке», «Джентльмены удачи» – любой зритель моложе пятидесяти может навскидку просвистеть основные музыкальные темы из этих лент. Как же создается музыка для фильмов, откуда растут корни этой традиции и какими умениями надо обладать, чтобы стать кинокомпозитором? Об этом – новый выпуск «Кинословаря».

Стандартный кинофильм длится полтора часа. Кинокомпозиторам обычно заказывают столько музыки, чтобы можно было покрыть ею половину саундтрека – то есть около 40-50 минут. На все это дается от двух недель до двух месяцев, в зависимости от того, сколько времени остается до релиза ленты.

Чаще всего работа композитора начинается с того, что режиссер приглашает его в монтажную и показывает черновую склейку своей ленты. «Мне нужна тревожная музыка вот от этого места до этого, – говорит постановщик. – С особым драматическим акцентом на том моменте, где герой находит под кроватью чужой носок 60-го размера и обо всем догадывается». Композитор слушает и делает пометки в блокноте. Расстановка границ будущих мелодий называется «споттингом» – получив исчерпывающие инструкции, композитору остается только сочинить нечто укладывающееся в определенные режиссером временные рамки. Это на самом деле не так уж просто – кто писал музыку для кино, тот постоянно помнит и о прокрустовом ложе, и о дамокловом мече – поэтому, чтобы не выйти за границы, многие авторы пользуются специальными формулами или компьютерными программами, помогающими рассчитать темпоритм. Уже написанная мелодия, не вмещающаяся в отведенное ей «окно», может быть ускорена или замедлена.

Есть и другой способ написания музыки к фильмам: композитору просто дают прочитать сценарий или посмотреть раскадровки, и, вдохновившись этими материалами, он пишет мелодии. Такой способ многим сочинителям нравится гораздо больше, ведь он дает пространство для творчества и дополнительное время на выполнение задания (автору музыки не нужно ждать, пока фильм будет снят и смонтирован, так что к работе он может приступать еще до старта съемок – так, например, Ханс Циммер писал музыку к фильму «Начало «). Постановщик же по итогу получает более универсальное и самостоятельное произведение, которое не привязано к конкретной сцене и теоретически способно прозвучать в любом месте фильма.