Себестоимость создания музыки

По результатам поста про замечательные свойства детской порнографии и последующего обсуждения в комментариях стало понятно, что значительная часть людей не представляет себе, сколько стоит создание музыки. Сами музыканты говорят, что дорого, но «дорого» — величина неизмеримая. Кто-то говорит наоборот, что кроме пчёл всё фигня, а авторам просто хочется на хлеб с маслом и икрой, когда, меж тем, артист должен быть голодным.

Поэтому я решил рассказать, сколько стоит создание музыки на самом деле. Безотносительно позиции в адрес копирайта, просто конкретные цифры. Чтобы не устраивать «испорченный телефон», я буду рассказывать о том, с чем мне приходится работать, а именно о рок-группе с составом в шесть человек: ударные, бас, ритм-гитара, соло-гитара, клавиши и вокал. Бэк-вокал также присутствует, но под него отдельный человек не выделен.

Инструменты

Для начала разберёмся с инструментами, на которых музыкантам предстоит играть. И тут наступает первый тонкий момент, который заключается в том, что инструменту недостаточно просто хорошо звучать. Вы можете прийти в музыкальный магазин и найти там массу гитар, которые будут стоить не слишком дорого и при этом звучать вполне себе приятно. Подвох в том, что звучание инструмента само по себе вовсе не определяет звучание его в миксе, в окружении других инструментов — он может либо теряться, либо наоборот слишком выпирать. И зачастую звук недорогих инструментов никакой обработкой до требуемой кондиции вывести невозможно. Примерно в той же степени, в какой из Таврии невозможно сделать Mercedes-Benz.

Наиболее классическим примером подобного явления могут служить недорогие гитарные примочки, как то Hughes and Kettner Tubeman, Tech21 SansAmp или крайне популярный Zoom 505. Сами по себе они могут звучать вроде бы неплохо, но в миксе теряются, а также обладают чудесным свойством: «жужжалка» есть, а звука (в смысле саунда) — нет. Кроме того, эти примочки не имеют ничего общего с поведением «нормального» железа и не дают опыта, позволяющего быстро и качественно настраивать звук на интуитивном уровне. Поэтому гитарист, ранее работавший только с подобными устройствами, при виде нормального гитарного усилителя может просто потеряться, потому что ручки вроде все те же, а ведут себя совершенно иначе. С Tubeman, кстати, связан ещё один прекрасный казус — примочка позиционируется как ламповая, но при вынимании из неё лампы… звук не меняется.

Если рассматривать исключительно концертную деятельность, то ударнику нужны только тарелки, потому как таскать за собой, например, бас-бочку и томы абсолютно бесполезно — их просто некогда будет ставить. Но при этом тарелок нужно два комплекта — один недорогой для репетиций, второй хорошо звучащий для концертов. Причина в том, что тарелки имеют особенность ломаться, точнее разбиваться. Из дополнительного оборудования нужна своя педаль на бочку (или кардан), так как что в клубах, что на репетиционных базах либо её просто нет, либо играть на ней физически невозможно из-за её плачевного состояния и общего качества.

Итого имеем два набора тарелок, содержащих hi-hat, crash поменьше, crash побольше, splash, ride и china — всего 6 инструментов. Хорошую перкуссию делает тот же Meinl и оно получается примерно по 12000 рублей за одну тарелку, то есть комплект обойдётся в 72000 рублей. Более дешёвый комплект для репетиций выйдет примерно в 30000 рублей. То есть в сумме ударные встанут в 102000 рублей.

Ритм — и соло-гитары

Тут всё достаточно просто… и дорого. Гитара, которая будет просто хорошо звучать и вписываться в микс, стоит от 40000 до 60000 рублей. Это разные варианты Gibson (SG, Les Paul, Flying V), Fender (Stratocaster, Telecaster), ESP, Jackson и других производителей в стандартном исполнении. Если рассматривать гитары, звучащие действительно хорошо и обладающие узнаваемым и индивидуальным звуком, то эту сумму можно спокойно увеличивать вдвое-втрое, так как здесь уже начинается чудесное слово custom, колдовство над звукоснимателями и так далее. То есть две гитары обойдутся в сумму от 80000 рублей в абсолютно минимальном варианте до 360000 рублей.

Но электрогитара сама по себе не играет, к ней нужен как минимум предусилитель, а лучше полноценный усилитель. В теории их можно было бы заменить примочками и/или процессорами, но про них я уже выше всё сказал. Примочка на концерте — ключ к отсутствию звука. Здесь имеются в виду именно жужжалки, а не действительно нужные и полезные вещи вроде дилея, wah-wah и т. д. Исключения из этого правила есть, но они не сильно дешевле полноценных гитарных усилителей — взять тот же Axe FX.

Здесь можно возразить, что в подавляющем большинстве клубов и репетиционных баз уже стоят гитарные усилители и было бы неплохо их использовать. Однако это не так. Первая причина в том, что единственное, за что можно более-менее поручиться из предоставляемого оборудования — это кабинет, как максимум — работоспособность усилителя мощности. Предусилительная часть с высокой вероятностью может просто не работать, глючить (у неё, например, могут не переключаться каналы), выдавать искажённый звук и так далее. Выражаясь русским языком, оборудование в клубах и на базах в подавляющем большинстве случаев терминально ушатано и непригодно для использования. Вторая причина в том, что самый популярный гитарный усилитель у туровых компаний — это Marshall, из которого извлечь пристойный звук крайне сложно. Пошло это с тех времён, когда они ещё были хороши, но с тех пор утекло очень много воды. Единственный человек из известных мне, которому нравится играть в Marshall — это Ангус Юнг, но ему можно.

Поэтому нужно возить свой гитарный усилитель. Достаточно простые и бюджетные Mesa-Boogie Triple Rectifier Solo Head или тот же ENGL Invader 150 стоят около 100000 рублей. Более серьёзные модели топ-линеек (скажем, Mesa-Boogie Rectifier Road King) обходятся уже в 150000-200000 рублей. Если ограничиваться предусилителем и жертвовать качеством звука, то что-то приличное всё равно стоит от 30000 рублей (ENGL 830) до 60000 рублей (Mesa-Boogie Rectifier Recording Preamp) и выше (Mesa-Boogie Tri-Axis, Axe FX и так далее). То есть в гитарную часть надо закладывать ещё от 60000 рублей в абсолютно минимальном варианте до примерно 350000 рублей в хорошем, если чуть усреднять на две гитары.

В сумме сами инструменты плюс усиление/обработка дают нам сумму от 140000 до 710000 рублей.

Бас-гитара

С бас-гитарой дела обстоят примерно так же, как и с электрогитарами, за исключением того, что басовые усилители стоят чуть дешевле — цены колеблются от 50000 до 100000 рублей. Таким образом, в сумме с самой гитарой басовая часть обойдётся в сумму от 90000 до 280000 рублей.

Клавишные

А вот тут всё существенно сложнее. Первая проблема в том, что звук рояля до сих пор синтезировать нормально так и не научились, ввиду чего все вменяемые синтезаторы рояля — это просто управляемые проигрыватели сэмплов. Вторая проблема в том, что хороших синтезаторов очень мало, а хороших синтезаторов, которые имеют ещё и вменяемый сэмплер — того меньше.

Нет, безусловно есть масса моделей от многих производителей: Korg, Roland, Kurzweil, Yamaha и так далее. Но Kurzweil имеют бедный звук, а Yamaha, например, затаскана поп-музыкой (в плохом смысле) до состояния абсолютной узнаваемости (опять же, в плохом смысле). Korg просто никакие — на фоне рокового микса их либо не слышно, либо они «ездят по ушам», при этом как-то их обрабатывать и эквализировать совершенно бесполезно ввиду плохой реализации синтеза гармоник. Roland имеют звук достаточно грязный, хотя вот он-то как раз в миксе не теряется.

По сути, выбор ограничивается несколькими моделями — Clavia Nord, Waldorf Q и Roland JP-8000, который ещё надо найти. Что то, что другое стоит около 90000 рублей и по-хорошему нуждается в дополнении синтезатором рояля, которые хороши как раз у Yamaha. Итого мы получаем бюджет на клавиши от 90000 до 180000 рублей.

Краткое резюме по инструментам

Итого у нас получается:

  • ударные — от 30000 до 102000
  • бас-гитара — от 90000 до 280000
  • электрогитары — от 140000 до 710000
  • клавишные — от 90000 до 180000

Берём в руки калькулятор и вычисляем, что только инструменты встают группе в сумму от 350000 до 1272000 рублей. Я не ошибся с нулями, это действительно от почти полумиллиона до почти полутора миллионов рублей.

Микрофоны

Зачем нужны микрофоны, когда они есть в клубах, на базах, в студиях? Затем, что в тех самых местах либо есть очень дешёвые и кривые микрофоны (ужасный Shure SM58, особенно если китайская версия SM58SK, ныне популярная ввиду малой цены), либо просто неподходящие под конкретный вокал. Между тем, качественный микрофон — это залог хорошего звука в той же степени, в какой и качественный инструмент.

Из микрофонов нам требуется:

  • Вокальный микрофон — 2 шт.
  • Микрофон для гитары — 2 шт.
  • Микрофон для бас-бочки — 1 шт.
  • Микрофон для хай-хэта — 1шт.
  • Микрофон для рабочего барабана — 1шт.
  • Микрофон для томов — 3 шт.
  • Оверхеды — 2 шт.

Выбор вокального микрофона — вопрос конкретного вокала, но в среднем за нормальный концертный микрофон просят от 12000 до 20000 рублей (Shure Beta87, Sennheiser E965), за действительно хороший — 60000 (Neumann KMS104). Микрофоны для гитар — штука более дешёвая, они обходятся в районе 6000 рублей (Shure SM57, AKG Perception 170). Микрофон на бочку — около 12000 (AKG D112), на томы и рабочий — около 6000 (Shure SM57, Sennheiser E614), если хорошие — то по 10000 (Beyerdynamic M201, Sennheiser E914). Оверхеды — примерно столько же. То есть в итоге комплект микрофонов на группу выходит в сумму от 90000 до 134000 рублей.

Обработка

Здесь я просто напишу тот набор, который мы планируем использовать для себя (и частично уже используем). Он включает в себя:

  • Long ParaEQ 4/8 — параметрическая эквализация вокалов и гитар — 2 шт. (48000 рублей)
  • Long Exciter II — эксайтер для вокалов — 1шт. (8000 рублей)
  • Klark Teknik SQ-1D — компрессия и диэссер для вокалов, компрессия для бочки и баса — 1шт. (75000 рублей)
  • ARX MaxiMIX — микшер компрессированного и чистого вокала для повышающей компрессии — 1шт. (20000 рублей)
  • Peavey Kosmos V2 — синтезатор субгармоник для баса — 1 шт. (15000 рублей)
  • TC Electronic M-One XL — ревербератор и дилей для вокала — 2 шт. (70000 рублей)
  • TC Electronic G-Major — процессор эффектов для гитары — 1шт. (25000 рублей)
  • Echo AudioFire 12 — запись концертов и репетиций для последующего анализа — 2 шт. (56000 рублей)
  • Furman PL-8E II — питание рэка (очень актуально, ибо на открытых площадках нередки дизель-генераторы, а оборудование дорогое) — 1 шт. (10000 рублей)

Итого получается 327000 рублей не считая стоимости самого рэка, проводов и разъёмов (которые, на минуточку, стоят по 20 долларов штука, если рассматривать пригодные для использования в полевых условиях Neutrik и Switchkraft).

Безусловно, на рынке существует большое количество недорогой аппаратуры (Behringer, Alto, Phonic, Samson, Alesis и так далее), но она сделана с таким количеством конструктивных, технологических и схемотехнических ляпов, а также обладает такой низкой надёжностью (особенно это касается Behringer), что последние мысли о том, «а не поиграть ли мне в Behringer» пропадают сразу же, как только оный Behringer попадает в руки. Это оборудование попросту непригодно для профессионального использования.

Репетиции

Репетиции — это то, что непосредственно влияет на качество звучания группы и её «сыгранность». Влияет гораздо больше, чем можно подумать, так как хорошее и правильное исполнение может как-то звучать даже на очень плохом оборудовании, а вот плохо сыгранный материал не исправить ничем. На хорошем оборудовании он будет звучать и вовсе только хуже, так как будут слышны все косяки.

Для того, чтобы у музыкантов сохранялось «чувство локтя» и материал уверенно оставался в памяти на достаточном для концертов уровне, нужно две репетиции в неделю, лучше три. Одна репетиция в неделю для концертной деятельности уже недостаточна. В среднем по Москве одна репетиция обходится в 1000 рублей за три часа времени (минимальный сет).

На хороших репетиционных базах с нормальным оборудованием — столько же, но за час. Таким образом, репетиции обходятся группе в 8000 рублей в месяц в минимальном варианте, 12000 — в оптимальном. Если рассматривать хорошие репетиционные базы, то мы получаем от 24000 до 36000 рублей в месяц. За год, соответственно, мы получаем цифры от 96000 до 144000 рублей на обычной репетиционной базе и от 288000 до 432000 на действительно хорошей базе.

Даже если группа собирается из профессиональных музыкантов с опытом, то на достижение уровня, позволяющего играть концерты и не «лажать», нужно полгода-год, дабы музыканты сыгрались и между ними установился контакт — в музыке это очень важно. То есть любая группа, которая выступает на концертах даже в весьма и весьма скромном виде, уже потратила только на репетиции из расчёта полугода от 48000 рублей (в абсолютно минимальном варианте) до 216000 рублей в хорошем варианте в зависимости от собственного усердия и финансовых возможностей. Я думаю, что не сильно ошибусь, если скажу, что средняя величина будет в районе 100000 рублей.

Запись в студии?

А с записью в студии всё то же самое, только студийные микрофоны, как и техника, стоят в разы дороже. То есть если неплохой в общем-то вокальный микрофон для концертов Shure Beta87 обходится в 12000 рублей, то младший Neumann TLM103 стоит уже 60000. Самый дешёвый вменяемый студийный микрофон обходится в 20000 рублей — это Rode K2. Техника? Компрессор для концертов — от 35000 рублей где-то за два канала и чуть дешевле за 8 (BSS DPR-402, Drawmer DL241, Klark Teknik SQ-1D), а для студии — уже 120000 за те же два канала (например, Universal Audio 2-1176 или их же 2-LA2A).

Подведём итог

Итого мы получили затраты на инструменты, микрофоны и оборудование в размере от 767000 до 1733000 рублей. А ведь кроме этого музыкантам надо ещё оплачивать репетиции и что-то кушать. Да, большая часть музыкантов в России занимается музыкой в свободное время и зарабатывает деньги другим способом, но это очень сильно сказывается на качестве результата в негативную сторону. По большому счёту, чтобы получался качественный результат, музыкант должен заниматься только музыкой — это такой же творческий и требующий полного погружения процесс, как и разработка программного обеспечения.

Я не хочу сейчас вдаваться в оценку копирастов и всего с ним связанного (тем более что обещал этого не делать), но есть ряд фактов, от которых никуда не денешься. Музыка — это очень дорогостоящее и трудоёмкое занятие. При этом donateware не работает почти совсем, в России — совсем и даже для очень крупных проектов, диски почти не продаются (даже у очень успешных команд доход от дисков составляет примерно 10% общего дохода), а за концерты начинают платить только при объективно очень большой популярности. И всё перечисленное выше вам придётся купить задолго до достижения этого момента, а реально — в разы больше, ибо здесь перечислен только очень минимальный набор крайне необходимых вещей. Копирасты что-то платят музыкантам (здесь цифр я уже не скажу, ибо просто не в курсе), но это никак не отменяет их отмороженности.